lab@vcpm.ru

Серия мастер-классов "Ищем творческие идеи"

Предлагаем начать с мастер-класса «О поиске новых педагогических идей» (часть 1, часть 2, часть 3). После просмотра видео предлагается попробовать искать профессиональные идеи во всем, что нас окружает.

В данном туре вам предстоит вести собственный дневник генерации идей. Обратите внимание на форму дневника – в четырех полях необходимо описать саму идею, ее плюсы и минусы, а также, как планируется ее применить. Завершите формулировку идеи рефлексией – выбором вашего отношения к сформулированной идее в данный момент.

Для того, чтобы найти хорошую идею, начните с проблем, подумайте, какая проблема вас волнует.

Шаг 1. Начнем с варианта «Идея осталась (зафиксирована) на бумаге». Например, проблема «Мотивация к изучению учебного материала», в частности, понимание его смысла. Современных детей не привлекают существующие формы подачи учебного материала. Оглянитесь вокруг, спросите у ваших учеников, что детей привлекает? Вы увидели, например, привлекает киберспорт, возьмем использование игры Counter-Strike. Возникла идея – использовать увлечение игрой для обучения своему предмету. Итак, начнем с фиксации идеи и того, какую проблему она решает. Фиксируем идею и решаемую проблему в поле «Идея» – использовать увлеченность некоторых групп обучающихся игрой для мотивации к изучению предмета. Пока идея у нас остается на бумаге (по существу на первом этапе можно написать любые самые неожиданные идеи, которые приходят вам в голову).

Для того, чтобы идея зацепила вас как педагога, проанализируйте, какие у увиденного вами в жизни образца есть положительные и отрицательные стороны. Например, плюсы киберспорта – работа в команде, быстрота и, зачастую, нестандартность принятия решений. Минусы – агрессивность, использование оружия, нравится не всем, может не работать для девочек. Дальше надо думать, как избавиться от отрицательных сторон и не являются ли эти отрицательные стороны настолько значимыми, что избавиться от них нельзя. Следовательно, идея может остаться на бумаге. Если придуманы способы ухода от негатива, то идея может перейти в разряд «Идея меня зацепила».

Обратите внимание на то, что идея – это нечто новое, в том числе и новое применение известных вещей. Не является идеей, например, использование сервиса LearningsApp или какого-то другого в стандартном виде. Идея состоит в том, чтобы предложить новую функцию старых или построенных вами объектов (программ, ресурсов, пространств, учебных материалов, способов их представления, способов взаимодействия между людьми, т.е. любого элемента образовательного процесса).

На данном шаге вы еще можете не понимать, как идея будет применяться, поэтому поле «Как применить» может остаться пустым.

Шаг 2. Вариант «Идея меня зацепила». Надо обдумать, развивать ли идею дальше или от нее надо отказаться. Если вы решили продолжать разрабатывать сформулированную идею, то надо прийти к окончательному выводу, что минусы могут быть преодолены, а плюсы значительны. Если это так, то идея зацепила и можно попытаться описать способы нейтрализации минусов. В данном случает необходимо сделать новую запись – сформулировать идею (возможно, уточнить формулировку), еще раз подчеркнуть плюсы и оставить непреодоленные минусы, в поле «Как применить» описать возникшие варианты использования.

Если это сделать не удастся, то идея так и останется на бумаге. В приведенном примере мы не нашли действенного способа отказаться от агрессивности и применения оружия, т.к. именно в этом и состоит идея игры, поэтому дальше идея развиваться не будет.

В следующий раз будем формулировать новую идею, и опять сначала. Снова шаг 1. Новая идея - использование платформы Tik Tok для представления учебных материалов. Плюсы – короткий по времени формат представления, эффектность показа, возможность педагогу сделать самостоятельно. Плюсом также является существование некой общности людей, которые объединены одной идеей (например, папы танцуют с дочками, дедушки рассказывают о внуках и т.п.), людям нравится, что они принадлежат какому-то сообществу.

Минусы – наличие контента, содержащего неприемлемые для учащихся образцы (ненормативную лексику и т.п.), а также сложность представления материала из-за краткости формата, что затрудняет давать качественное объяснение учебного материала. На этом шаге идея зафиксирована (пока осталась на бумаге).

Вариант заполнения дневника:

Идея

Использование платформы Tik Tok для создания учебных материалов, мотивирующих учащихся.

Плюсы

Короткий по времени формат представления, эффектность показа, возможность педагогу сделать самостоятельно. Принадлежность сообществу.

Минусы

Наличие контента, содержащего неприемлемые для учащихся образцы (ненормативную лексику и т.п.), а также сложность представления материала из-за краткости формата, что затрудняет давать качественное объяснение учебного материала.

Как применить

 

Рефлексия

Идея осталась (зафиксирована) на бумаге

 

Шаг 2. Продолжаем развивать идею дальше. Избавление от минуса наличия неприемлемого контента, можно легко осуществить путем использования формата представления материала и ухода от выкладывания на платформе, размещая в более защищенном месте, например, на школьном сайте, платформе сообщества учителей-предметников. Для улучшения качества учебных материалов при краткости формата – выделение и более четкое формулирование сути и использование специальных приемов для запоминания. В данном случае идея будет такова – использование формата Tik Tok для создания учебных материалов, мотивирующих учащихся.

Вариант заполнения дневника:

Идея

Использование формата Tik Tok для создания учебных материалов, мотивирующих учащихся.

Плюсы

Короткий по времени формат представления, эффектность показа, возможность педагогу сделать самостоятельно.

Минусы

 

Как применить

Улучшение качества учебных материалов при краткости формата – выделение и более четкое формулирование сути и использование специальных приемов для запоминания.

Рефлексия

Идея меня зацепила

При переносе на другой портал один из плюсов пока теряется – принадлежность сообществу.

Шаг 3. На данном шаге для данной идеи необходимо собрать информацию о том, какие существуют способы выделения сути, технологии создания видеороликов, технические приемы привлечения внимания. Рефлексия – сбор информации.

Шаг 4. На данном шаге необходимо разработать образец учебного материала. В качестве примера готового ресурса предлагаем познакомиться с примером – подкаст. Рефлексия – готова к реализации.

Шаг 5. На данном шаге можно придумать способ получения обратной связи от учащихся, например, опросить с помощью интервью или анкеты, насколько такой вариант представления материала удобен, дает возможность усвоить материал. Рефлексия – «Испробовано на практике» или «Идея не сработала».

Шаг 6. Если идея не сработала, можно на этом остановиться и отказаться от нее или внести изменения и попробовать еще. Если идея сработала, то можно при необходимости ее доработать или сразу переходить к шагу «Применяю».

По аналогии с шагами 1 и 2 для идеи про Tik Tok для каждой идеи или варианта ее развития заполняются поля формы аналогичным образом.

Приемы работы с данными при заполнении дневника идей рассмотрены в мастер-классе «Работа с данными». Предлагается изучить материалы данного мастер-класса для освоения подходов к заполнению и редактированию дневника идей.

После заполнения дневника перед окончанием тура предлагается выделить самую на ваш взгляд удачную идею и записать ее в специальном поле, которое размещается после всех записей дневника. Сам дневник останется личным документом, который не будет открываться для просмотра всем участникам, а выбранная автором идея будет видна всем. Именно эти идеи лягут в основу выбора творческого сообщества для участия в туре сотрудничества.

Чтобы творить, необходимо особое состояние, поэтому предлагаем познакомиться со способами приведения себя в состояние, способствующее появлению творческих идей. Каждый человек ищет для себя способ поддержки внутреннего баланса.

В материалах мастер-класса «Продуктивность педагогического творчества и здоровьесбережение» предлагаем познакомиться со способами приведения себя в состояние творчества. Возможно, вы используете другие способы. После окончания тура вместе с итоговой идеей предлагается кратко описать, какой способ поддержки внутреннего баланса для вас наиболее приемлем и эффективен.

 

Для удобства поиска дублируем ссылки на мастер-классы:

Мастер-класс «О поиске новых педагогических идей» (часть 1, часть 2, часть 3)

Мастер-класс «Работа с данными»

Мастер-класс «Продуктивность педагогического творчества и здоровьесбережение»