Давайте поговорим о том, как удачно реализованная идея превращается в нечто большее. А что ещё нужно? Дело в том, что процесс обучения, равно как и процесс производства разных товаров и услуг - процесс массовый. Ну, по крайней мере, с точки зрения количественных характеристик. А все, что повторяется неоднократно и при похожих условиях удобно алгоритмизировать, чтобы каждый раз не придумывать, как найти оптимальное решение.
Для этого на производстве есть технологии, т.е. совокупность алгоритмов (действий), условий для их реализации, материальных средств, построенных заранее отношений между людьми, которая (совокупность) даёт возможность решить задачу производства нужного товара (услуги) оптимальным образом. Определение не совсем классическое, но, кажется, достаточно близко передающее суть. Прелесть технологии в ее повторяемости, надо просто воспроизвести всю совокупность и результат будет воспроизводиться раз за разом.
Конечно, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Если даже говорить о промышленном производстве, то достаточно высокая сложность решаемых задач, постоянно растущие требования к функциональности производимых продуктов вряд ли даст расслабиться, а конкуренты не дремлют, у них может быть удобнее для потребителя и дешевле.
Понятие технологии используют и в образовании. Не углубляясь в дискуссии (технология, методика, чем они отличаются и т.д.), чтобы в них не погрязнуть, будем считать, что педагогическая технология - это совокупность выработанных педагогических приемов (действий), реализуемых в процессе обучения и учитывающих личностные характеристики, потребности, организацию взаимоотношений участников образовательного процесса, необходимость использования материальных и информационных ресурсов для достижения результата.
Сложность использования технологий в образовательном процессе в настоящее время, в отличие от производства, состоит в том, что
- сложно получить одинаковые условия в ситуации, когда речь идёт о людях, а не о товарах. Даже приход одного ученика в класс, зачастую очень изменяет отношения в нем. Да и каждый ученик - личность многогранная, многофакторная и выбор значимых факторов, которые могут повлиять на результат - задача нетривиальная. Поэтому технология, успешно работающая с одним классом, учеником, может не сработать с другими.
- тенденция сегодняшнего времени - создание ученику возможностей для обучения, зависящих от его потребностей, его индивидуальности, т.е. создание технологий не для масс, а для личности. В бизнесе (производстве) некие подвижки в этом плане есть, так, открывая браузер, Вы видите рекламу тех товаров, которые определены из того, какие запросы Вы делали в интернет, на какие ссылки кликали. Однако процесс обучения гораздо сложнее, чем процесс рекламы товаров и услуг. Да и обучение - не услуга!
- как показывает практика, процесс обучения не может быть оторван от процесса воспитания, а приоритет в воспитании имеет человек, учитель, а не машина.
Где же выход?
Нам кажется, что выход - в личности педагога, его умении выбрать технологии или придумать свои, пусть ещё не технологии, но приемы работы.
Как этого достичь?
Способ первый. Поиск. Надо рассматривать разные технологии, примерять их к собственной ситуации. Не бездумно брать и копировать, а размышлять о том, какой эффект технология даёт, почему, какие условия необходимы, можете ли Вы создать такие условия. А может условия можно поменять? Так, как Вам надо.
С чего начать и как работать с технологиями?
- Начать лучше всего с проблемы. Необходимо понять, какая проблема требует решения и подбирать технологию лучше всего, исходя из того, что волнует лично Вас. Хотя, при этом, никто не мешает Вам просматривать разные технологии, вдруг когда-то пригодится?
- Далее необходимо понять суть. Обязательно прочитайте 3-4 «приличных» статьи по изучаемой тематике. Приличных - это значит, публикуемых на конференциях серьезных организаций. Сравните, а потом выделите основные признаки технологии, то что ее определяет и без чего она не работает.
- Сравнение. Попробуйте сравнить новую технологию с уже Вам известными. Что у рассматриваемых технологий общего, в чем отличия? Если возможно, впишите новую технологию в схему Вам уже известных.
- Практики. Посмотрите примеры применения технологии, разработки, видео. У кого-то технология работает? Сравните с теорией. Посмотрите, нет ли дополнительных условий, которые делают эту практику успешной. Если есть возможность, задайте вопросы. Обращайте внимание не на формальный рассказ (не только), а на другие признаки - уровень детских работ, удовлетворенность работой участников процесса, эмоции (если это возможно).
- Примерка на себя. Ну, здесь все понятно. Задайте себе вопрос, Вам это подходит или нет? Почему?
- Если технология подходит, может, стоит попробовать? Сначала с маленького фрагмента. Порефлексируйте)))
- Подумайте о том, не нужно ли что-то подкорректировать. Если Вы корректируете не основополагающие вещи, то возможно, Вы просто улучшите существующую технологию, если основополагающие - вероятно, Вы творец новой? Может, ей дать другое название?
Способ второй. От идеи - к технологии. Продуцировать идеи мы уже пытались. А как идею превратить в некое подобие технологии?
- Попробуйте описать важные, на Ваш взгляд, условия, необходимые для реализации идеи.
- Попробуйте реализовать идею в разных условиях (классах, возможных возрастных группах и т.д.)
- Ещё раз проверьте, достигается ли запланированный результат. Как Вы это определяете?
- «Обопритесь на великих». Когда понятно, чего Вы достигли, посмотрите, кто из ученых в данном направлении работал и какие выводы он делал.
- Ваша идея - новая (полностью или частично)? Формулируйте ее, пишите статью и выносите на конференцию, чтобы педагогическое сообщество ее оценило. Всегда немного страшно, вдруг не оценят, вдруг «мелковато», но очень полезно, особенно, если Вы найдёте конференцию, где не просто читают тексты по бумажкам, а думают и обсуждают суть разных практик. Если все удастся, Вам подскажут, как двигаться дальше, возможно, Ваша идея превратится со временем в технологию)))
Техника и технические средства как источник идей.
Очень часто источником идей становятся появляющиеся в учреждении технические средства, особенно если рассматривать их не как устройства, которые приносят лишние хлопоты, а как средства, которые могут помочь Вам в обучении предмету, прежде всего в мотивации.
У Вас появился квадрокоптер? Как он может помочь в изучении географии? Может, полетаем над ... (конечно, не забывайте про ограничения). Вы преподаете английский язык? Может, стоит поискать тех ребят, что увлекаются квадрокоптерами и говорят на английском? Практика Вашим ученикам обеспечена.
А может быть так, что техническое средство вообще для Ваших целей не подходит? Может. Пока)))
Ищите единомышленников. Вместе осваивать и применять технические средства легче и интереснее, да и идей больше. Вероятно, найдутся старшеклассники, готовые работать вместе с Вами. Не бойтесь доверить им серьезную работу, опыт, который они получат, того стоит.
А если старшеклассники - не Ваши ученики? Если Вы работаете с младшими школьниками или дошкольниками, у Вас есть другой бесценный резерв - родители. Только не заставляете, старайтесь «позвать на идею», тогда есть вероятность успеха.
Но и не отпускайте все на самотёк. Будьте активным участником, а не отстранённым наблюдателем.
Если это необходимо, будьте стратегом (куда стремитесь, что видите наивысшим достижением в этом году), тактиком (какие шажки нужно сделать), наставником, принимающим чужие идеи и управляющим общей линией развития ребёнка. Потому что техническое средство - это просто средство. Предметом нашего неустанного внимания, наших чаяний и надежд является не квадрокоптер, интерактивная доска или робот, а ребёнок и его развитие.
"Зоопарк" идей и технологий
Теперь предлагаем Вашему вниманию «зоопарк идей и технологий» для ознакомления. Выберите те, которые Вам подходят больше всего, если в нашем зоопарке нужной для Вас технологии не нашлось, поищите в сети интернет.
Смешанное обучение
Проблемное обучение
- https://ito.ispringonline.ru/organization/1/view/13621-nW3S8-CumN1-EVFwS
- https://ito.ispringonline.ru/organization/1/view/13621-veK3L-QSBBs-uq1g6
- https://ito.ispringonline.ru/organization/1/view/13621-1n76X-Jxhdx-SFHpU
Проектное обучение
https://ito.ispringonline.ru/organization/1/view/13621-3qcvz-4yGae-3b1kg
Геймификация
Роботы
- Первые уроки с LEGO Mindstorms EV3.«От простого к сложному»
https://www.youtube.com/watch?v=PyoddaqvZmw&t=6s
https://www.youtube.com/watch?v=tTuE5MDCsqA&t=3s
Электроника. Ардуино
- Создание простейшего устройства для проведения викторин со сменными заданиями
https://www.youtube.com/watch?v=eUc0D_GeeWE&t=7s
Механика
- Изготовление модели кораблика с винтовым механизмом
https://www.youtube.com/watch?v=-CU2sNrnVk0&t=1s
3D –принтер
- Работа над проектом "Создание моделей геометрических фигур для уроков математики"
https://www.youtube.com/watch?v=hGA7YtQKisU&t=5s
Программирование в виртуальных средах
Онлайн-доски
Онлайн-тестирование и викторины
- Создание викторины в сервисе Classtime https://www.youtube.com/watch?v=dnPii63fCjA&t=4s
- Создание тестовых заданий в сервисе Slido.com https://www.youtube.com/watch?v=0BX1WolgKXk&t=2s
- Online Test Pad https://www.youtube.com/watch?v=fpT0-7Alfjo&t=97s
- еТреники https://www.youtube.com/watch?v=2rrnrgiX53Y&t=7s
- Создание викторины в сервисе Classtime https://www.youtube.com/watch?v=dnPii63fCjA&t=4s
Запись экрана
Loom https://www.youtube.com/watch?v=Mv5GvpWCRbg&t=6s
Дизайн
https://www.youtube.com/watch?v=E5fxDRySATI
Программа "TurboSite"
https://www.youtube.com/watch?v=vbOcnrRoJgI&t=16s
Видеоредакторы
https://www.youtube.com/watch?v=y0c17_SjzVs
Дополнительный материал из Интернет
Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна https://activityedu.ru/Blogs/edu/redzhio-pedagogika-s-veroy-v-rebenka/
Поддержка детской инициативы http://udosykt.ru/d/1322822/d/vestnik_no1_2015.pdf#page=21
Свободная игра в ДОУ https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-razvitiya-svobodnoy-igry-v-valdorfskih-detskih-sadah-v-kontekste-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya/viewer
Технология «Клубный час» https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-PP-126.pdf#page=13
Проекты в ДОУ https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/06.pdf#page=18
|